Российский художник, представитель символизма и модерна,
органично продолживший эти традиции в советскую эпоху,
замечательный мастер пейзажа.
Качество: разное
Формат: JPG
Размер: 170 мб.
Российский художник, представитель символизма и модерна,
органично продолживший эти традиции в советскую эпоху,
замечательный мастер пейзажа.
Качество: разное
Формат: JPG
Размер: 170 мб.
Российский художник, представитель символизма и модерна,
органично продолживший эти традиции в советскую эпоху,
замечательный мастер пейзажа.
Родился в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище
живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К. А.
Савицкий, А. Е. Архипов и К. А. Коровин. По окончании училища
(1898) занимался в мастерской В. А. Серова (до 1900). Был членом
«Мира искусства », одним из учредителей «Союза русских художников »
(в 1903) и членом АХРР. Жил и работал в основном в Москве.
Символистские корни искусства Юона четче всего проступили в цикле
рисунков «Сотворение мира» (1908-09) — со светилами и земной
природой, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему,
позднее запечатлел революцию в виде грандиозной космической
катастрофы («Новая планета», 1921). Но гораздо более характерны для
него натурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету,
порождающие устойчивый образ обжитой земли или исторической
«почвы», знаменитой своими древностями или просто привлекающей
типическими чертами национального ландшафта («К Троице», 1903;
«Весенний солнечный день», 1910; «Мартовское солнце», 1915).
Последняя картина, запечатлевшая простой уголок сельского
Подмосковья в переходную пору «весны света», стала одним из самых
популярных, по-своему хрестоматийных образов сельской России как
таковой.
Присущий Юону дар поэтического обобщения нашел особенно сильный
зрительский резонанс в первые постреволюционные годы. Мотивы
Троице-Сергиевой лавры, которые любил писать художник,
воспринимались в годы разрухи и разворачивающихся антицерковных
кампаний как образы надежды на грядущее духовное возрождение
страны. Такова, в частности, вторая из самых знаменитых его картин,
«Купола и ласточки» (1921), внутренне весьма масштабная несмотря на
свой малый размер и дающая широкий обзор Сергиева Посада от куполов
Успенского собора. В 1922 издал альбом литографий «Сергиев
Посад».
Его попытки впрямую отразить процесс социалистической культурной
революции были неудачными: к примеру, расхваленная официозной
критикой картина «Подмосковная молодежь» (первоначально —
«Подмосковная комсомолия»; 1926) на деле представляет собой просто
«тематизированный» групповой портрет, наспех собранный из сельских
девиц, растерянно глядящих на зрителя. Гораздо более качественными
неизменно оставались его пейзажи, природные и городские, — эти
композиции по-прежнему выделялись на среднем выставочном уровне
своим прочувствованным историзмом, порою непосредственно изображая
какое-то памятное событие («Штурм Кремля в 1917 году», 1947; «Парад
на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949).
Историко-революционная или военная тематика выразительно
соседствует в этих полотнах со старинной архитектурой.
Воплотив в своей деятельности преемственность традиций высокой
художественной культуры, воспринимался в свои поздние годы как
заслуженный патриарх «серебряного века». Плодотворно работал как
художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра
в 1945-47) и педагог: в 1900-18 преподавал в собственной студии, а
позднее в ленинградской Академии художеств (1934-35) и Московском
художественном институте им. В. И.Сурикова (1952-55). Занимал
должности директора Научно-исследовательского института теории и
истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (1948-50)
и первого секретаря правления только что созданного тогда Союза
художников СССР (1956-58).
Скачать: