Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) — первоклассный мастер
парадного портрета, способный найти выразительную позу и жест,
сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством
оттенков. Вершиной творчества Левицкого — и всего русского
портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц
Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776
годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства.
Жанр: портрет
Разрешение: от 476х600 до 2045х2629
Количество картин: 27
Формат: JPG
Размер: 90 MB
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) — первоклассный мастер
парадного портрета, способный найти выразительную позу и жест,
сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством
оттенков. Вершиной творчества Левицкого — и всего русского
портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц
Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776
годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства.
Жанр: портрет
Разрешение: от 476х600 до 2045х2629
Количество картин: 27
Формат: JPG
Размер: 90 MB
Биография
Дмитрий Левицкий родился около 1735 года на Украине, в Киеве в
семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или
Носов), известного также как художник-гравёр. Учился
изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с
1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи
Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х гг.).
Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в
Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе
Академии Художеств.
В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым.
Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции
Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный
портрет А. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание
академика. Преподавал в Академии художеств (1771—88),
руководитель портретного класса.
Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного
портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать
интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков
(портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач П.
Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне
величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П.
А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего
русского портрета XVIII века—стала серия портретов
воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в
1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового
искусства (все портреты в Гос. Русском музее)
В созданной Левицким обширной галерее портретов величественная
Екатерина II (1783), представленна мудрой и просвещенной
законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Державина на
создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773),
французского философа — энциклопедиста, писателя, энергию,
творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и
непосредственно передал русский художник, и отца художника (1779),
скромного, мудрого и усталого старика, бывшего в свое время одним
из лучших украинских граверов, И строителя здания Академии
художеств зодчего А. Кокоринова (1769—1770), богатого
купца-откупщика Н. Сеземова (1770), публициста, просветителя и
издателя И. Новикова. Левицкий был близко знаком со многими
выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В.
Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.
Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813) заказал Левицкому
портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома
в Петербурге. Портреты А.И. Воронцова, его супруги П.Ф.Воронцовой и
их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-ые годы
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), предназначались
для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах,
художник выделяет особенности физического и духовного облика
каждого члена семьи.
В 1780-х художник создал уникальную портретную галерею деятелей
русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты
Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника
(середина 70-х—нач. 80-х). Еще в 1773 мастер исполнил портрет
Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью,
исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из
лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой
(1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме
теплых тонов.
Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В.
Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова. Левицкий скончался 4 (16)
апреля 1822 г. в Петербурге.
Скачать: