БЛАГОСЛОВЕННАЯ СЛОЖНОСТЬ БЫТИЯ

БЛАГОСЛОВЕННАЯ СЛОЖНОСТЬ БЫТИЯ

Мы тоскуем по норме и обличаем современную жизнь в ее
уродливости.
Но мир подрублен под корень, и там, где нам кажется, что болезни
понятны,
мы клеймим, скорее всего, лишь побочные следствия того
уродства,
в котором живем, словно рыба – в воде. Мир болен больше,
сильнее,
чем нам кажется, и носителем всех болезней мира, свернутых до
размеров ДНК,
является каждый из нас.

БЛАГОСЛОВЕННАЯ СЛОЖНОСТЬ БЫТИЯ

Любой пруд – это живая экосистема. Там по вечерам заводят
свои «концерты» лягушки, там плавают какие-никакие, а рыбки, за
которыми охотятся настоящие птицы, падающие камнем на воду и
уносящие в клюве очередную мелюзгу. Там жизнь кишит кишмя, и видно
это не только маститому биологу, но и простому обывателю.

Обыватель неприхотлив. Обывателю мало надо. Ему лишь бы сесть у
берега с удочкой или с друзьями у костра. Ему лишь бы ощутить
подсознанием, что он находится в отдаленном подобии Рая. И
нам от него ничего не надо. Лишь бы бутылки не разбивал о камень,
но унес с собой и костер потушил. Лишь бы не утонул по пьяни в
экосистеме под названием «озеро».

Биологи и экологи говорят нам о том, что экосистема тем прочнее,
чем сложнее. То есть чем больше в ней живых участников, чем из
большего количества видов она состоит, тем больше шансов у нее на
выживание и тем большей степенью здоровья и устойчивости она
обладает.

Сказанное с любовью и одновременной тревогой перевожу на семью.

Если применить тезис, высказанный по поводу заросшего тиной пруда,
к семейным отношениям, то он прозвучит так: чем больше людей
разных поколений составляют из себя семью, тем больше шансов, что
психическое здоровье нового члена этой семьи будет в норме
.

Теперь поясняю примером и по необходимости рисую идеальную картину.
А может – картину из недалекого прошлого.

Человек пришел в мир. Мать отстрадала и в свой черед возрадовалась,
как и говорит Евангелие. Человек откормился грудью, отплакался,
лежа на спине, затем встал на четвереньки, пополз, затем пошел, то
и дело падая и плача. Наконец он уже и ходит, и говорит, что
сравнимо по масштабу с зарождением новой Вселенной. Теперь его не
просто окружает мир, но он мир этот видит, воспринимает и
осознает.

Очень хорошо – ни с чем не сравнимо хорошо, – если
мир, видимый и воспринимаемый новым человеком, благословенно
сложен
.

В нем должен быть дедушка и его спутница – бабушка. Это
– настоящие динозавры. Добрые и доисторические. Это люди из
святого и недостижимого прошлого. Бабушка пахнет ряженкой и хлебным
мякишем. Дедушка – табаком. Еще дедушка колюч от щетины. Оба
они любят брать внука на руки и рассказывать о том, что видели они
и что внук может увидеть только внутренним зрением. Это живые
представители всей человеческой древности. Видя их, ребенок
подкожно воспринимает идею того, что мир очень древен, очень сложен
и что бабушка с дедушкой – крайние звенья цепи, к которой
ребенку посчастливилось прикоснуться.

Далее следуют мама и папа. Не одна мама, а непременно – мама
и папа. Мама – это самый красивый и добрый человек в мире. Но
добрым он может быть только если где-то на фоне мелькает папа. В
его отсутствие – полное, то есть, отсутствие – мама
остается самым красивым человеком в мире, но становится также и
самым злым, самым раздраженным человеком в мире.

Папа же является по определению самым сильным человеком в мире,
которого заслуженно любит самый красивый человек.

Пока самый красивый и самый сильный человек живут вместе и ребенок
осознает себя «их ребенком», он живет в подлинном раю. Сей
психологический рай характеризуется защищенностью и
безответственностью. За все отвечают они – сильные и
красивые. А ты живешь за их спиной как у Христа за пазухой, и смысл
этого выражения станет тебе понятен много позже.

Еще должны быть братья и сестры. Ребенок может ненавидеть их по
временам, может опасаться, что за старшими ему придется донашивать
все, вплоть до старой жены (см. мультик про Карлсона). Но эти
братья и сестры рождают в душе (прежде всякой богословской
рефлексии) чувство коллективной ответственности, чувство локтя и
еще Бог знает сколько всяких чувств.

А еще должны быть разные тети и дяди, двоюродные братья и сестры,
которые собираются время от времени вместе на праздники или
похороны, шумят, мешают жить, раздражают, но…

При этом всем они дают ощущать, что жизнь сложна, что жизнь –
ковер, а ты – нитка, вшитая в ткань ковра. Нитки сверху над
тобой, нитки – под тобой, они справа и слева. Распусти их,
начни резать их или поджигать – стройное единство распадется,
а ты останешься всего лишь ниткой, а не частью ковра. И дай Бог,
чтобы некая птица унесла тебя для использования при сооружении
гнезда на одном из берегов экосистемы, а не ждало тебя нечто худшее
и более бесполезное.

***

Жизнь должна отличаться благословенной сложностью. Вместо
этого она стремится к радикальному упрощению, которое на языке
социологии и психологии зовется «индивидуализмом».

Всяк сам по себе. Ни дедов с бабками, ни запаха хлебного мякиша и
дешевого табака. Ни кузин с кузенами, ни теток с дядьками.
Подраться не с кем. Не на кого крикнуть: «Это он!», потому что и
невымытая посуда, и разбросанные вещи – твоих рук дело.
Больше никого, кроме тебя, нет. Ты в семье один.

Один. Для ребенка это страшное слово. Папа исчез, дед умер, тот
дядя, который не папа, тоже исчез. И ты – один.

Кроме тебя только психованная мама, измученная одиночеством. А ты
– ее затюканное дитя, смотрящее на мир такими глазами, словно
уже слышан гул приближающегося бомбардировщика.

Се – наша жизнь, граждане. А у нас при этом хватает глупости
смеяться перед телевизором.

***

Самое корявое дерево в лесу, скорее всего, выживет и упадет только
под старость. Но самое сильное дерево на вершине заголившейся, как
лысина, поляны упадет раньше. Его спалит молния или повалит буря.
Оно – одно. Оно – не жилец.

Психологическим здоровьем и способностью выжить везде веет от
человека, которого в детстве и юности окружали десятки
родственников, сующих в карман пряник, дающих подзатыльник,
шепчущих на ухо важные жизненные советы. Перепуганным и напряженным
по необходимости придется чувствовать себя человеку, который был
всю жизнь один. Его ласкали с надрывом, как перед смертью,
его боялись отпустить на лишний шаг от себя. Ему вложили в голову
картину враждебности мира и собственной уникальности. Это ложная
парадигма.

Мы тоскуем по норме и обличаем современную жизнь в ее уродливости.
Но мир подрублен под корень, и там, где нам кажется, что болезни
понятны, мы клеймим, скорее всего, лишь побочные следствия того
уродства, в котором живем, словно рыба – в воде. Мир болен
больше, сильнее, чем нам кажется, и носителем всех болезней мира,
свернутых до размеров ДНК, является каждый из нас.

Простое стало редкостью, и обычное превратилось в чудо.
Очевидно, из-за треснувшего фундамента нам никогда не поднять стены
духовного дома так высоко, как поднимали их наши предшественники.
Очевидно, лишившись элементарной базы нормальной жизни, мы стали
бесполезны ко всему, кроме покаяния
. Покаяние сохранит свою
силу и актуальность до той самой секунды, когда зазвучит
Архангелова труба. А остальное – нет, не сохранит.

Безногие не бегают стометровку наравне со здоровыми, и нам –
безногим – не дано почти все то, что с большей легкостью
давалось поколениям предыдущим.

Разрушение семьи – вот имя главенствующей язвы, которая
лишила нас и силы, и мудрости, и возможности роста. Но не спешите
исцелять язву собственными силами. То, что разрушалось столетиями,
нельзя восстановить за годы. Да и не дело это одних лишь рук
человеческих. Посему, опознав свое врожденное уродство,
сядем тихо и начнем дышать носом.

Ведь если калека стремится изобразить из себя здорового, то
с него и спрос иной. А если он знает о своих недугах и сам от себя
не бежит в лес фантазий, то для спасения ему нужна лишь
безропотность, и вера, и неосуждение.

Вот почему отцы настаивали на том, что в последние времена людям
будет оставлено одно лишь покаяние
без всякого иного
подвига.

***

Обо всем этом хорошо думать вдалеке от шума и пыли, суеты и маеты,
сидя где-нибудь на природе.

Где? Правильно – на берегу какой-нибудь экосистемы под
названием «озеро». Там квакают жабы и крякают селезни, там ивы
склоняют до самой воды свои грустные ветви, там кругами на воде
дает заметить себя играющая рыбка, там, в едва волнующейся глади,
по вечерам отражается светило малое, созданное для управления
ночью.

Протоиерей Андрей Ткачев

.