«Мы не можем обойтись без расходов на оборону. Причем, расходов,
достойных Российской Федерации. Не какой-то там «банановой
республики», а именно Российской Федерации — очень крупной страны,
постоянного члена Совета безопасности, обладающей ядерным оружием.
Поэтому у нас, как это, может быть, ни печально для бюджета, всегда
будут очень высокими расходы на поддержание обороны и
безопасности».
«Мы не можем обойтись без расходов на оборону. Причем, расходов,
достойных Российской Федерации. Не какой-то там «банановой
республики», а именно Российской Федерации — очень крупной страны,
постоянного члена Совета безопасности, обладающей ядерным оружием.
Поэтому у нас, как это, может быть, ни печально для бюджета, всегда
будут очень высокими расходы на поддержание обороны и
безопасности».
Старания Дмитрия Медведева не допустить превращения России в
«банановую республику» за счет триллионов, потраченных на оборону,
могут оказаться напрасными. Правительственные эксперты подготовили
корректирующие предложения по распределению национального бюджета
до 2020 года, согласно которым расходы на оборону должны быть
серьезно урезаны в пользу социальных направлений. Решение будет
принимать следующий президент РФ, которым с некоторой долей
вероятности станет Владимир Путин.
Представители российских научных школ и исследовательских центров,
вошедшие в рабочую группу по корректировке стратегии развития
страны на следующие 10 лет, подготовили соответствующий итоговый
доклад. В документе, с которым удалось ознакомится газете
«Ведомости», говорится, что политика президента и правительства
сейчас несостоятельна, страна не может жить исключительно за счет
экспорта сырья, роль государства в экономике гипертрофирована,
рыночные стимулы искажены.
Эксперты предлагают решение: необходимо частично сменить бюджетные
приоритеты. И тут под удар попадает инициатива президента об
увеличении расходов на оборону.
В сентябре Медведев заявил, что сокращения оборонного бюджета не
будет: «Мы не можем обойтись без расходов на оборону. Причем,
расходов, достойных Российской Федерации. Не какой-то там
«банановой республики», а именно Российской Федерации — очень
крупной страны, постоянного члена Совета безопасности, обладающей
ядерным оружием. Поэтому у нас, как это, может быть, ни печально
для бюджета, всегда будут очень высокими расходы на поддержание
обороны и безопасности».
Однако согласно докладу экспертов, расходы на оборону, безопасность
и правоохранительную деятельность — главные кандидаты на
сокращение, их необходимо урезать на 0,9% в год. При том, что, по
планам Медведева, расходы на оборону должны к 2020 году вырасти до
5,5% (в прошлом году этот показатель составлял «всего лишь» 2,8%
ВВП). Вместо этого предлагается увеличить траты на образование,
медицину и развитие транспортной системы.
Насколько правильным будет решение урезать военные расходы в России
— вопрос отдельный, ведь если экономисты настаивают на
необходимости развития социальных сфер, военные эксперты бьют
тревогу: страна беззащитна перед внешними угрозами, а средств едва
хватает на спасение «ветеранов». Медведев, как верховный
главнокомандующий, видимо, склонен прислушиваться к военным
специалистам. Как бы то ни было, разногласия вокруг военных
расходов стали одним из камней преткновения в конфликте с министром
финансов Алексеем Кудриным, приведшим к отставке последнего.
Напомним, 26 сентября Медведев подписал указ об отставке Кудрина с
поста руководителя Минфина, которую финансист занимал свыше 11 лет.
Разногласия между теперь уже экс-министром и президентом имеют
довольно длинную историю. Однако последней каплей стало заявление
Кудрина о том, что он не желает работать в правительстве после
рокировки, когда Медведев, возможно, «поменяется» с Владимиром
Путиным.
«У меня есть ряд разногласий с Медведевым по экономической
политике, они, прежде всего, касаются существенных расходов на
военные цели», — так глава Минфина прокомментировал свое
заявление.
Реакция Кремля не заставила себя долго ждать. Уже на следующий день
глава государства настоятельно рекомендовал министру уйти в
отставку. Позже Кудрин был лишен постов в ряде комиссий и рабочих
групп, он ушел с должностей в организациях группы Всемирного банка,
покинул пост председателя совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС и
управляющего от России в МВФ.
Такая судьба едва ли ждет создателей доклада, камня на камне не
оставляющего от «оборонной» инициативы Медведева. Как отмечают
«Ведомости», на обсуждение в правительство документ попадет только
в конце этого — начале следующего года, то есть накануне истечения
полномочий действующего президента. А в том, что доклад не будет
проигнорирован, источники издания в Белом доме уверены: сейчас это
«самая профессиональная программа, которая есть в России, нет
сомнений, что она пойдет в работу».
тут