Это не просто размышления о смерти в духе элегий или надгробных
рыданий.
Это попытка говорить с людьми серьезными о вещах серьезных.
В смерти есть прощание, и есть встреча.
Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его:
с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где
родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым
был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется
раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит
человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице
плакальщицы» (Еккл. 12:5)
О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14),
говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело
придется на время отложить и оставить. Только душа входит в
загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия
Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей
вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои,
восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в
прахе» (Ис. 26:19)
Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется
смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и
видел во временной жизни, должен будет проститься человек.
Но есть в смерти и встреча.
С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С
Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего
оправдания.
Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на
Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и
дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь
бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для
тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром
Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить
«горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на
престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)
Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для
отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители.
Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве
света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие — омывать и
радовать.
«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем
взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно — простое и зримое
указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет
в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба
и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она
неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том
Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2
Пет. 3:13)
Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или
произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.
Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа
о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и
Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность
человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание.
Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и
не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба
Своего.
Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что.
Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих»
(Пс. 142)
Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской
истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую
дочь по молитве матери, расслабленного человека — по вере
тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие
получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».
Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И
говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все
радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек,
то он должен радоваться, а все вокруг — плакать и говорить: до
свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на
суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица.
Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим
молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души
началом нескончаемой радости.
Протоиерей Андрей Ткачев
04.05.2011