рецензии на фильм

рецензии на фильм

частные мнения о разрекламированном

рецензии на фильм

частные мнения о разрекламированном

Убийство страны в декорациях «Высоцкого»

Эволюционные механизмы естественного отбора неумолимы и не имеют
исключений. Поэтому с изменением социальной и производственной
среды изменилась и российская творческая интеллигенция.

В силу некоторых особенностей своего творчества наиболее яркие
представители этого сословия выработали совершенно необходимые для
своего выживания навыки. Немедленно после премьеры очередного
своего шедевра они укрываются от благодарного зрителя на зарубежных
фестивалях и правительственных приёмах, где охраной занимается ФСО
и, таким образом, у публики нет никакой возможности пронести с
собой на встречу с любимым творцом ничего полезного – ни
черенка от лопаты, ни по одной винтовке на троих.

Именно такого разумного поведения я и ожидал от команды, снимавшей
«Высоцкого». Но они почему-то вели себя странно – премьера
уже прошла, а их след из страны ещё не простыл. «Подозрительно,
– подумал я. – Экие смельчаки. Сходить что ли?».

Потом я прочитал ругательную рецензию от ув. Гоблина-Пучкова и
понял, что смотреть надо: потому что возникло такое ощущение, что
товарищ оперуполномоченный «угадал все буквы, но не смог прочитать
слово».

И я не ошибся.

За 128 минут фильма у меня ни разу не возникло желания выйти из
зала. Более того – один раз чуть было не пустил слезу.
Мужскую такую, по-правильному скупую и на небритое рыло.

Фильм про начало конца СССР (а это фильм именно про конец СССР, а
не про Высоцкого) начинается, как положено, с чистосердечного
признания сделанного в подвалах узбекистанского КГБ неким
«Фельдманом из филармонии».

Фельдман из филармонии пойман на махинациях с «левыми»
концертами.

Технология проста. Артисты дают несколько концертов, а
администрации театров, залов и прочего – отчитываются за
меньшее число. Прибыль не в кассу, а себе в карман.

Дело поставлено на широкую ногу. Чтобы всякое пролетарское быдло не
догадывалось, что платит не государству, а Фельдману и Ко,
печатались настоящие билеты. В настоящих типографиях. То есть речь
идет не об отдельных «предпринимателях», а о целой теневой
контр-системе, антисоветской по своей сути. В системе и директора
филармоний, и директора типографий, и милиция уже начинает
осваивать технологию крышевания.

Понятное дело, что примерно такие же системы существуют не только в
деле развлечения населения, но и во всех остальных отраслях
народного хозяйства.

Для дотошных читателей могу порекомендовать следующие запросы для
«Яндекса»:

— дело Мджаванадзе;

— дело Донецкого обкома;

— хлопковое дело;

— дело «Океана».

Чтение сложное, но интересное – сразу станет ясно, откуда мы
взяли нашу нынешнюю элиту и почему она так ненавидит СССР с его КГБ
и ОБХСС.

Так вот, этот Фельдман со страшным треском колется голубоглазому
полковнику КГБ, дает подписку о сотрудничестве и грозится начать
сдавать махинаторов от культуры пачками. И получает задание
устроить концерт Высоцкого в Узбекистане.

На экране появляется Высоцкий.

Предваряя вопросы об инновационном гриме и загадочном актере
сыгравшем Высоцкого. Никак по-другому Высоцкого невозможно было
снять. Нет другого способа. Поэтому сделали вот так. И, на мой
взгляд, получилось.

Важный момент – Высоцкий умирает. Его сердечная болезнь дошла
до такой стадии, когда человек уже постепенно начинает собираться в
путь – утрачивает связь с этим миром каждый день ещё
чуть-чуть. Для Высоцкого на экране каждый удар сердца может быть
последним, он не может предсказать, проснется он утром или ляжет
спать навсегда. Он умирает и знает об этом. Он уже немного не
здесь.

Высоцкий находится в сужающимся коридоре между болезнью сердца и
наркотиками и понимает, что скоро стенки этого коридора
сомкнутся.

Отдельно отмечу, что наркотики Высоцкому кто-то регулярно
поставляет. То есть бизнес уже идёт.

На концерты Высоцкого в Узбекской ССР приходит местная
номенклатура, по которой уже видно, во что она превратится в
будущем – то есть в наше с вами время.

В общем, всё уже готово. Все элементы нынешней системы уже есть. Им
только не дают развернуться, разрастись и сожрать, наконец,
окружающий их мир – в том числе Высоцкого и его публику.

В наблюдаемом механизме важно отметить особенность: деньги, которые
присваивают доблестные труженики культуры, приходят от публики
Высоцкого, которые любят его и его песни. А это – советские
песни. Это –советская романтика. Победа, трудное детство,
спорт, горы и пр. Это песни про настоящих мужчин и настоящих
женщин, про войну и про солдата. Его любят именно за это. И он
прекрасно пишет именно об этом.

Но вокруг взаимоотношений Высоцкого и его публики, то есть народа,
вокруг его прекрасной поэзии уже сложились другие, закулисные,
отношения, которые противоположны поэзии Высоцкого во всём. И эти
отношения уничтожают самого Высоцкого.

СССР был уничтожен всеми теми силами, которые погубили и Высоцкого.
О чём и фильм.

Ещё один важный момент: на пути у этой номенклатуры, наркотиков,
торгашей и воров стоит честный и жутко мне кого-то напоминающий
полковник КГБ. Стоит вполне успешно. Но будучи сначала очарованным
личностью Высоцкого, а потом поставленный перед дилеммой –
остаться человеком или свести себя к государствоохранной функции,
– он выбирает человечность. Поэтому, чтобы защитить Высоцкого
и Таню, он вынужден закрыть глаза и на наркотики, и на ворьё. И
этот поступок становится последним элементом в механизме машины,
которая спустя несколько лет уничтожит охраняемую им страну.

тут
========

Ничьих песен в жизни я не слушал больше, чем песен Высоцкого. У
старшего брата была куча бобин с записями, и слушал я их не
переставая лет с десяти. Песни Высоцкого оказали огромное
воздействие на формирование моего мировоззрения. В этом я не
одинок, точно так же его песни формировали мировоззрение
практически любого советского человека моего и не только моего
поколения. Ну а тут, стало быть, кино.

Нетрудно догадаться, что это — очередной фильм-событие от
Первого канала. Предыдущие фильмы-события: Адмирал, Край, Чужая.
Как мы помним, ни один из них нас не разочаровал. Напоминаю
непричастным, что нынешнее кино – это серьёзное коммерческое
предприятие. Фильмы снимают для того, чтобы заработать на данном
событии денег. Ну и что сказать: в данном случае главный герой
выбран крайне удачно. Высоцкий – реально народный кумир, его
имя на афише автоматом гарантирует высокую посещаемость. Ну и плюс,
конечно, усиленная реклама во всех новостях на ОРТ.

Задолго до премьеры создатели принялись нагнетать интригу. Дескать,
нами разработан небывалый грим, который позволил создать на экране
реального Высоцкого! Дескать, нигде в мире ничего подобного нет,
особенно нет в Голливуде. Через это зрителям ни в жисть не понять,
кто играет Высоцкого, настолько круто сделано!

Ну и кто же сыграл Высоцкого? Неужели Энди Сёркис, за плечами
которого Кинг-Конг и мордовский диссидент Голый? Или Том Круз? Или
сам Фантомас? Судя по тому, что с первых же кадров фильма у
Высоцкого торчат уши известного мастера перевоплощения, создателя
незабываемых образов Сергея Есенина, Александра Сергеевича Пушкина
и даже господа нашего Иисуса Христа – роль сыграл Сергей
Безруков. Это тебе не Энди Сёркис, со значением глядящий сквозь
решётку обезьянника! Сергей не жалел себя под гримом и даже велел
вычеркнуть своё имя из титров и дал команду не приглашать себя на
премьеру. Есть мнение, что при съёмках фильма про жизнь Виктора Цоя
или Бориса Ельцина выбор неизбежен – их тоже мастерски
сыграет Сергей Безруков.

Кстати, ещё в начале съёмок режиссёр Александр Митта сообщил в
интервью, что главного героя сыграет Безруков. Потом это внезапно
стало страшной тайной, второй режиссёр про это не говорил,
окончательный режиссёр — Пётр Буслов — тоже хранил
молчание. Актёры однообразно сообщали, что исполнителя главной роли
не знают. Подозреваю, сам Сергей открылся только Никите Сергеевичу
Михалкову, а тот без затей на премьере по телевидению его и вломил!
Что, конечно, никак не снизило накал небывалой загадочности.

И вот – фильм-событие вышел на экраны. О чём же этот фильм? О
том, как Владимир Высоцкий сочинял свои замечательные песни? Нет,
фильм не об этом. И песен в фильме практически нет. Может, о том,
что за человек был Владимир Высоцкий, и почему его творчество
любила вся страна? Нет, фильм и не об этом. Подобные мелочи
создателей не интересуют.

Фильм рассказывает о коротком эпизоде из жизни Высоцкого, о
трёхдневных гастролях в Бухаре в 1979 году. Примечательна данная
гастроль ровно одним: в ходе безумного чёса (пять концертов в день
— так страшно зажимали актёра, не давали творить) Владимир
Высоцкий, по словам его друзей и знакомых, пережил клиническую
смерть (возможно, от жадности). Собственно, это всё, о чём нам
рассказывает фильм.

Ясное дело, поскольку речь идёт про СССР, в фильме уже на титрах
начинает зверствовать кровавая гебня. Картина начинается в жутких
застенках – любой, кто бывал в изоляторах КГБ, оценит
правдивость образов по достоинству. Собственно, оперуполномоченный
КГБ, каким бы странным это кому не показалось, является главным
героем фильма. Высоцкий выступает на сцене, а организаторы
концертов умело воруют заработанные деньги. Наивный зритель может
задать вопрос: это хорошо или плохо – воровать деньги?
Создатели фильма уверенно отвечают: это прекрасно! Эвон, даже ваш
любимый Высоцкий воровал и не брезговал.

Противостоит этому безжалостный упырь, душитель свобод и ретроград
– упомянутый выше оперуполномоченный КГБ. Что, как нетрудно
догадаться, омерзительно: нормальные люди пытаются заработать, а
тут кровавые лапы палачей. Ну и что, что нарушают закон? А вот
Высоцкий носится по Москве на «мерседесе», пролетает под красный
– он ведь не простой человек, а яркая, харизматичная
личность, а значит – законы не для него! Вот мы деньги с
концертов крысим – но ведь мы не простые люди, а яркие,
харизматичные личности, и значит – законы не для нас!

Смотреть на тонкие психологические ходы без слёз нельзя. Вот здесь
мы вопим про «партию жуликов и воров», а здесь снимаем кино о том,
как это прекрасно – воровать деньги. И с недоумением
вопрошаем: а чё такое-то? Это всякому быдлу воровать нельзя, его
надо за рога и в стойло, а если мы яркие, харизматичные личности
– почему бы и нет?

По ходу гастролей выясняется, что Высоцкий – наркоман. И ему
худо без наркотиков. На гастроли с ним выезжает врач, но врач про
наркоманию не знает и у него при себе ничего нет. Циничное
окружение в лице директора Леонидова (его играет певец Леонидов,
видимо, чтобы откликаться на фамилию без проблем) может только тупо
торговаться за процент с уже проданных билетов. А взять с собой
наркотики почему-то забывает, хотя без них деньги за билеты вообще
придётся вернуть – невзирая на проценты.

Советские наркоманы норовили потреблять высококачественные
вещества, например – морфин фабричного разлива. Именно такие
вещества лежат у Высоцкого дома под кроватью. Процентное содержание
не указано, но стекляхи по пять кубов, добротные. Привезти их в
Бухару поручают Оксане Акиньшиной, с которой Владимир
сожительствует если нет под рукой горячо любимой Марины Влади.

Отсутствие наркотиков – гениальный ход прожжённых мошенников,
организующих левые концерты и у которых на кону стоят огромные
деньги. Они знают, что их пасут, они знают, что за это посадят, но
про наркотики смело звонят из номера гостиницы, телефоны в котором
прослушивает КГБ. А несчастная девчонка волочёт наркоту через всю
страну и просто чудом проезжает мимо доблестных оперативников. В
пути её пытаются изнасиловать похотливые узбеки, от которых спасают
другие оперативники. А группе жуликов судьба её абсолютно по
барабану – какое им дело до какой-то овцы? Это, как вы
догадались, любовная линия фильма.

Много шума вокруг небывалого грима. С одной стороны, актёр в гриме
пугающе похож на Высоцкого. С другой стороны – слой резины на
лице неподвижен, и в чём смысл показывать резиновую морду –
не совсем понятно. Где обещанный прорыв? Каким образом мы в
очередной раз умыли Голливуд? Неясно. Ни улыбаться, ни целоваться,
ни нормально потеть резиновая морда не может – всё
ненатурально. Как только общий план — серая резиновая морда
выглядит особенно ненатурально. Так что больше всего актёр Безруков
похож на Высоцкого только тогда, когда без чувств валяется на
ковре.

У остальных, кстати, грим ничуть не хуже. Парики Леонидова и
Урганта, такое чувство, сделаны из лобковых волос – настолько
жутко передают дух эпохи проклятого совка. Коммунистический антураж
воссоздан с помощью пары выставленных на улице досок, обтянутых
кумачом. Похоже, никто уже и не помнит, на что был похож
беспощадный коммунистический пиар. А во всём остальном в
демократическом Узбекистане за последние тридцать лет мало что
поменялось, тоталитарный совок выглядит аутентично.

Хорошая роль в фильме одна, плюс две неплохих. Хорошая роль –
это полковник КГБ, что весьма кстати сделано под президентские
выборы. Полковник не ворует, не бухает, не колется. Советский
полковник честно несёт службу, стоит на страже закона – и
этим отвратителен шайке ворья и создателям фильма. Он же, благодаря
идиотскому повороту сюжета, рвёт секретные бумаги, и, невзирая на
угрозу карьере, спасает друзей Высоцкого от ареста, этапа и
тюрьмы.

Неплохо выступил Максим Леонидов. Видать, натерпелся на гастролях
всякого. Однако нормальным директором так и не стал, ибо не умеет
ни считать, ни долю рвать. Ну и третья – Оксана Акиньшина,
которая не только хорошо сыграла, но и просто умная и красивая
женщина. А потому смотреть на неё приятно.

В титрах вместо актёра Безрукова зачем-то указан Владимир Высоцкий.
Это к чему? Это они что, отнесли труп на кладбище домашних
животных? А там труп ожил, встал из могилы и пришёл на съёмки? И
зритель видит на экране натурального зомби? Ну, судя по лицу
земляного цвета и выдающейся актёрской игре, так оно и есть.

По ходу фильма встать и выйти из зала хотелось не менее трёх раз.
Сюжет откровенно слабый, мотивация у персонажей – никакая,
фильм — ни о чём. Отсутствует мораль, ну — кроме
идиотских выкриков «это же Высоцкий!», излюбленной темы «подростки
против Системы» и рутинного воровства. В фильме нет человека, чьё
имя заявлено в названии.

А ведь можно было снять кино о том, кто написал замечательные стихи
и спел замечательные песни. О том, кого любила вся страна. О том,
кто играл лучшие роли в лучшем театре страны, кто снимался в самых
любимых народом фильмах. Можно было снять фильм о трагедии
человека, который многого добился, но был вынужден бороться с собой
и наркозависимостью в последний год жизни. Можно было снять фильм о
противостоянии таланта и пошлости. Ни то, ни другое, ни третье не
получилось. И даже не планировалось.

Когда-то в перестройку Марина Влади опубликовала опус под названием
«Владимир, или прерванный полёт». Там французская жена изложила
впечатления о сожительстве с Владимиром Высоцким – как он
пил, с кем он жил, как кололся и кто ему в этом помогал. По тем
временам книга получилась настолько скандальной, что первая семья
Высоцкого выразила серьёзное возмущение – ну как можно такое
публиковать? Прошло немного времени, и вот уже родной сын пишет вот
такой сценарий для фильма.

Короче, фильм получился про то, что Высоцкий был не Высоцкий, а
вор, пьяница и наркоман, который не уважал и не ценил ни себя, ни
друзей, ни зрителей, ни страну, в которой родился и вырос.
Говорите, он ваш герой? Вот он, ваш герой. От себя можно сказать
только одно: спасибо, что не дожил.

И ты спросишь: так идти смотреть или нет? Сходи, конечно. Хотя бы
посмотришь на резиновую морду за 12 миллионов долларов.
тут

.