Лаборатория когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС выпустила коллективную монографию

6qs5A0Ud_Os.jpgЛаборатория когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС и примкнувшие к ней коллеги выпустили в свет коллективную монографию, посвященную современным исследованиям в области психологии научения. В ней собраны обзоры по ключевым проблемам в области научения, активно исследуемым в последние 20-30 лет, а также отдельные экспериментальные работы, касающиеся некоторых из этих проблем. Под областью исследований научения подразумевается все, что связано с процессами усвоения опыта и изменения поведения (репрезентаций, понятий, стратегий), которое может совершаться намеренно и ненамеренно, у людей и животных, у взрослых и детей.

Авторы работ рассматривают феномены, трудности и психологические механизмы процесса научения. Тексты раскрывают разнообразие подходов к его изучению в различных областях современной когнитивной психологии, которая является одним из самых популярных и бурно развивающихся направлений мировой науки.

В первом разделе «Понятийное развитие и освоение новых слов» представлены статьи, анализирующие процессы появления новых слов и новых категорий. Помимо статей отечественных авторов в книгу вошел сокращенный перевод главы «Понятийное развитие» из работы «Большая книга понятий» известного американского исследователя категориального научения и природы понятий Г. Мерфи. Второй раздел «Феномены и механизмы научения» описывает различные виды научения (включая моторное, аверсивное, имплицитное, определенные варианты социального и некоторые другие) и векторы изменения и развития психики, которые с ними связаны.

Необходимость подобной книги диктуется очевидной нехваткой литературы на русском языке по современной когнитивной психологии, и лакуны эти становятся заметнее с каждым годом. Например, последние обобщающие работы о психологии научения изданы в России больше десяти лет назад – Г. Лефрансуа «Теории научения. Формирование поведения человека» (СПб., 2003), Б. Хегенхан и М. Олсон «Теории научения» (СПб., 2004). Учитывая темп накопления новых данных и теоретических обобщений, это очень давно.

Современные исследования в данной области описаны с необходимой степенью подробности и точности, однако построение текстов и язык описания делают монографию доступной для широкого круга читателей, интересующихся процессами приобретения опыта, т.е. формирования новых привычек, стратегий, навыков, способов борьбы с неопределенностью и т.д.

.